среда, 22 октября 2014 г.

Литературная среда

Обзор

По счастливой случайности в вечер среды я забрела в музей Петруся Бровки. Сразу захотелось написать название музея на «беларускай мове». Это необычное место вдохновило меня своей атмосферой. Духом писательства, белорусского языка, неординарности. Оказывается, что теперь раз в месяц в среду в музее проводится литературный вечер, проект так и называется «Литературная среда».

Усевшись на свое место, я начала разглядывать аудиторию, которая также решила посетить это мероприятие. Множество необычных людей… В том числе из присутствовавших был Дашук Виктор – кинорежиссер , народный артист Республики Беларусь, с которым мне удалось немного пообщаться.

Вокруг было много камер, в центре комнаты читали поэты по очереди, и каждый изливал свою душу – личные творения. И в каждом своя изюминка, своя интонация, а как отличаются стихи… У кого-то они понятные и легкие, а у кого-то «на подумать». И каждый хочет что-то сказать, что-то донести до тебя. А, может, он пишет для себя, а нам читает просто для оценки качества. В любом случае, мои отзывы только положительные. Несомненно есть над чем работать… Но это ведь была всего лишь вторая встреча. Проект будет становиться популярнее, аудитория разнообразнее. Несомненно, это то, что достойно внимания всей публики, в том числе и молодежи. Ведь поэзия – это прекрасно.
Ниже интервью с Андреем Фамицким - одним из создателей "Литературной среды".


Расскажи, пожалуйста, как возникла идея появления литературных вечеров? Один ли ты это придумал? И почему именно в музее Петруся Бровки?

Прежде всего, хочу поблагодарить тебя, Аня, и всех, кто прочтет твой материал, за внимание к моему проекту. Отвечая на твой вопрос, хочу сказать, что идея литературных вечеров не появлялась – она была всегда. Всегда писатели выступали перед публикой и продолжают это делать. Другое дело, что в нашей стране с этим как-то худо, особенно у русскоязычных писателей. Наверное, об этом я сужу по себе. Как подумаешь: а где бы мне почитать свои произведения, так и ответишь себе же: нигде. А если хочешь, чтобы что-то было, не надо ждать, что это появится само собой, – надо браться и создавать это что-то самому.

Отчасти, говоря так, я, конечно же, немного бравирую. На самом деле идея литературных вечеров была не у одного меня, она была еще и у моих друзей: Тани «Ассоль» Светашевой, Алеся Емельянова-Шиловича и Ульяны Вериной. С Алесем и Таней мы пытались найти помещение, пока обстоятельства не сложились таким образом, что оно нашлось.

Под помещением я имею в виду музей Петруся Бровки. Это чудесное место. Во-первых, там царит особенная атмосфера: вроде как это и старый писательский дом, и квартира, в которой жил поэт, и даже музей, но в то же время атмосфера там всегда непринужденная, молодежная, неакадемическая, современная. Тут я не могу не поблагодарить Наталью Александровну Мизон, Татьяну Ткачеву и весь коллектив работников музея Петруся Бровки.

Как давно ты пишешь стихи? Как получилось первое стихотворение? На какую тему оно было?

На моем компьютере есть вордовский файл, куда я «складирую» все свои стихотворные опусы. Так вот первые стихи там датированы 19 октября 2003 года. А первое стихотворение у меня получилось гораздо раньше – тогда я еще не читал никакой поэзии, а только детские книжки с картинками, да еще мультики смотрел. Звучит оно так:

«Чудо-юдо, рыба-кит
Выглянуло из ракит».

Разговариваешь ли ты на белорусском языке? Пытался, может, писать на нем?

Я понимаю почти все сказанное моим собеседником, если он разговаривает со мной по-белорусски. Но чтобы я разговаривал сам, сказать не могу. Я, конечно, могу имитировать белорусскую речь, но всегда это будет делаться с усилием, припоминанием слов, длительными паузами, эканьем и тому подобным. Писать по-белорусски пытался, да. Но создание поэзии на этом языке мне дается сложно. А скорее всего, и вовсе не дается. Стихотворения, написанные мной по-белорусски, можно пересчитать по пальцам. Думаю, я пишу примерно одно белорусскоязычное стихотворение в год. А то и меньше. С другой стороны у меня есть идея в каждой своей книжке публиковать как минимум одно стихотворение на белорусском языке…

Расскажи про проект «Текстура».

Под проектом «Текстура» понимается литературный портал «Textura.by». Если он плох, винить в этом стоит меня, если нет – благодарить стоит Ульяну Верину, меня, Алеся Емельянова и Татьяну Светашеву (Алесь и Таня пришли в проект чуть позже нас с Ульяной).

Идея литпортала возникла у меня, и я высказал ее Ульяне. Она сказала, что такая идея была и у нее, и она даже предлагала осуществить ее своим студентам, но они за работу не взялись. Через какое-то время после нашего разговора в моем сознании совершенно неожиданно, ни с того ни с сего, высветилось слово «текстура», – и я понял: вот оно название, надо приниматься за работу. Так и пошло.

Потом Ульяна отошла от дел, но в дело пришли Алесь и Таня. А с Ульяной мы дружим, и я часто обращаюсь к ней за советами.

Цели «Текстуры» изложены в манифесте, выложенном на портале. Если в нескольких словах, то мы публикуем произведения, которые этого заслуживают, пытаемся познакомить автора с читателем, а читателя – с автором, хотим, чтобы авторы, не имеющие возможности самостоятельно пробиться к читателю и быть услышанными, избежали замалчивания и забвения.

Также одной из целей является открытие читателю «невидимых» поэтов. То есть поэтов неживых, но почему-то забытых, пропущенных, незаслуженно обойденных вниманием.

Чего ты хочешь достичь в процессе проведения литературных вечеров? Какой результат хочешь увидеть? Какова цель этого проекта?

Я хочу, чтобы литературные вечера стали традицией. Чтобы публика воспитала свой вкус к хорошей литературе и стала посещать подобные мероприятия. Чтобы люди вообще понимали и ценили, что писатели – это не мертвые люди и их произведения из школьных академических учебников, а живые люди, которые творят здесь, сегодня, рядом с нами и которые заслуживают нашего внимания. Также я хочу, чтобы (в первую очередь это касается моих русскоязычных коллег) у белорусских авторов было настроение и желание творить, чтобы они знали, что они нужны (хотя это в искусстве не главное).

Как вы находите друг друга с выступлением на литературном вечере: поэты тебя или ты их? Много ли «себе подобных» знаешь?

Для участия в «Литературной среде» редакция портала Textura.by приглашает своих авторов. А так как проект наш международный, то надеемся, что и наши коллеги-писатели из других стран не обойдут Литсреду вниманием и также будут выступать здесь. Себе подобных я, конечно, знаю много.

И расскажи немного, как ты совмещаешь работу юриста и увлечение писательством?

Юристом я работаю недавно, пока только набираюсь опыта. К чему это все приведет, не знаю. С финансами у меня пока туго. А вот писательство - это то, с чем я сознательно живу вот уже 11 лет, то есть лет с четырнадцати, – образование юриста я получил на лет шесть позже. Чисто по времени юриспруденция пока в проигрыше. И потом, это всего лишь работа. А поэзия, смею надеяться, от Бога, так что насчет этой материи в моей жизни не мне решать.

Что для тебя стихи?

Это чудо.

Расскажи о дальнейших перспективах текстуры и литературной среды

Я пока сам не знаю. Мы движемся достаточно медленно, но осторожно и не отступая. Просто будьте с нами, потому что «Текстура» и «Литературная среда» хоть и создается кучкой энтузиастов, но рассчитана на широкий круг добрых людей.

Спасибо огромное "Литературной среде" за приятно проведенное время и вдохновение. Ребята, продолжайте в том же духе. Этот проект достоит внимания! И я уверена, что вы добьетесь успеха.
Подробнее вы можете посмотреть по ссылкам:
http://textura.by/ - адрес портала.

http://vk.com/litsreda - официальная группа проекта ВКонтакте.

http://bit.ly/litsreda - официальная группа проекта в Фейсбуке.

http://vk.com/texturaby - официальная группа портала

ВКонтакте.

https://www.fb.com/textura.by - официальная группа портала в 

Фейсбуке.

2 комментария: